Использование результатов мониторинга и оценки

Усилия, затраченные на отбор, сбор и анализ данных, окажутся бесполезными, если работа забудется, а отчет останется непрочитанным на дне ящика наравне с другими папками, либо вовсе не найдёт нужных адресатов.

Последующие действия оценки должны стать положительным инструментом для улучшения работы организации, политики, программ и проектов. Рекомендации по результатам общественного мониторинга являются важным этапом в процессе оценки, и основное внимание должно быть направлено на поощрение использования результатов.

Использование результатов общественного мониторинга на примере реализации государственной Программы развития водоснабжения «Ақ бұлақ» ОО «Ангел» и региональными координаторами нескольких областей Казахстана:

Дополнительный  контроль со стороны общественности позволяет ответственным за выполнение работ вовремя реагировать на поступившие сигналы. После  поступления жалоб со стороны жителей общественники  незамедлительно передавали их в районные Отделы строительства, сельские акиматы, созванивались с подрядчиком и местными активистами. И ситуация менялась «на глазах». Качество работ улучшалось. Завышенные цены на проведение воды в дома снижались. Сроки работ под постоянным контролем продвигались по плану. Настроение сельчан улучшалось.

 

Информирование о результатах можно осуществлять следующими способами: 

  • Проведение презентации по результатам в сельских и районный акиматах
  • Размещение информации в интернете (видеоролики передаются через социальные сети уже самим жителями)
  • Предоставление информации через СМИ, проведение пресс-конференции
  • Распространять через рассылки по электронной почте (например, после такой рассылке в сети Экофорума РК можно найти  новых партеров для продолжения проекта, также узнать о схожих проблемах в других регионах Казахстана от коллег)
  • Проведение круглых столов на разных уровнях
  • Отправка заказными письмами непосредственно заинтересованным/ответственным за реализацию Программы
  • Предоставление отчетов при личной встрече

 

Итоги  мониторинга должны положительно повлиять на качество и быть направлены на социальное развитие, способствовать решению выявленных проблем. Используя полный отчет или только нужные компоненты- зависит от потребности в этом. Так, например, в Акмолинской области Целиноградского района, в с. Маншук много лет существует проблема с обеспечением питьевой водой. Но по разным причинам это село не попадало ни в Программу «Питьевая вода до 2010 г», ни в Программу «Ақ бұлақ».

 После проведения работы в этом населенном пункте и выявления основных причин существующей проблемы, было оказано содействие в разработке проектно – сметной документации (ПСД) на реконструкцию водопровода  с дальнейшим лоббированием выделения денежных средств из бюджета. ОФ «Центр «Содействие устойчивому развитию» заключил  договор  с компанией ТОО «Востокводпроект» на разработку ПСД на реконструкцию водопровода в с. Маншук за счет средств Фонда  «The Coca – Cola Foundation». Ожидается, что документация (ПСД), будет готова к концу 2014 года.  Также ОФ «Центр «Содействие устойчивому развитию» заключил Меморандум о сотрудничестве с акиматом Акмолинской области в рамках своего проекта. Одним из пунктов Меморандума является: «2.2.3. Обеспечить включение с. Маншук в план по реализации Программы «Ак булак» на 2016 – 2017 гг. Таким образом, использование результатов исследования помогли привлечь финансирование бизнеса и ускорить тем самы процесс включения в государственную Программу «Ак булак».

Ещё один пример использования результатов. Во время мониторинга строительства водопроводов в селах Подгорное и Запорожье Жаксынского района Акмолинской области многие жители жаловались на то, что общественные колонки убирают с проекта, а подведение воды в дома доступно не всем. Есть малообеспеченные семьи, которые могли остаться без питьевой воды. Также по проекту «Качественная питьевая вода для сельских населенных пунктов Акмолинской и Алматинской областей» наши коллеги смогли привлечь финансирование ( от Фонда  «The Coca – Cola Foundation»)  и обеспечить доведение водопроводов  с установкой приборов учета потребляемой  воды в частные домовладения особо уязвимых групп.

 

Формат отчета по результатам может оговариваться в техническом задании. Хотя структура отчетов по результатам оценки в целом схожа:

  • Вводная часть отчета – благодарности тем, кто помогал, краткий обзор программы, проекта, цели и задачи, общие выводы и т.п.
  • Основная часть отчета – результаты сбора информации по каждому критерию (результативность, эффективность, соответствие, воздействие, устойчивость). Для описания полученных данных могут часть использоваться таблица, матрицы, диаграммы и другие визуальные средства.
  • Выводы по каждому критерию оценки должны соответствовать выше изложенном анализу и полученных данных. Другими словами, все выводы оценки должны быть обоснованы и базироваться на тех данных, которые приведены в основной части отчета.
  • Рекомендации и извлеченные уроки – чтобы завершить анализ, важно критически рассмотреть найденные факты и результаты и извлечь любые уроки для учета их в будущей работе и для разработки рекомендаций. Также иногда заказчики просят разделить рекомендации, например, рекомендации организации – заказчику, рекомендации сотрудникам проекта, рекомендации разработчикам проекта и координаторам Программ, а также  другим заинтересованным сторонам,  рекомендации могут быть стратегического назначения,  и для немедленного реагирования.