Общественный мониторинг программы “АК булак” в Атырауской области, 2015 год (подготовила Изтелеуова Ш.)

В ходе реализации данного проекта содействие было оказано Управлением энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Атырауской области, руководитель Байшаханов Акылбек Калдыбевич.

На 2014-2015 гг. Атырауской области выделено 2,6 млрд тенге. Эти средства распределены следующим образом: реконструкция водоочистных сооружений иводопроводных сетей в с. Сарытогай Махамбетского района – 306 414 000 тг; реконструкция водоочистных сооруженийи водопроводных сетей в с. Актогай Махамбетского района – 351 058 000 тг; строительство внутрисельских водопроводных сетей в с. Тургызба Жылыойского района – 315 963 000; разработка ПСД, реконструкция внутрипоселковой водопроводной линии в сёлахМиялы, Жангельдин, Жаскайрат, Коныстану, Тайсойган, Тасшагыл, Караколь, Карабау Кызылкогинского района – 647 281 000 тг; строительство и реконструкция внутрипоселковых водопроводных линий в пос. Доссор Макатского района – 736 679 000 тг; строительство внутрисельских водопроводных сетей в с. Шокпартогай Жылыойского района – 326 636 000 тг.

Общая протяженность сетей водоснабжения в сельских населенных пунктах 2387, 15 км.
В 2014 году было реализовано 15 проектов по области на сумму 3,14 млрд.тенге. В целом в 14 селах построено, реконструировано и отремонтировано 372 км сетей водоснабжения.
В 2015 году на водоснабжение сельских населенных пунктов Акмолинской области было выделено из республиканского бюджета 1 456,726 млн.тенге, из областного бюджета – 318,682 млн.тенге для завершения 6ти переходящих с 2014 года проектов; из областного бюджета ещё 18,0 млн.тенге на начало строительства одного нового объекта.

Перечень приоритетных бюджетных инвестиционных проектов на 2015 год по бюджетной программе 032 “Целевые трансферты на развитие областным бюджетам на развитие системы водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах” (По данным Комитета по делам строительства, ЖКХ и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики РК) можно скачать в разделе “Материалы” Перечень 032 на 2015 год” нашего сайта.

Общественный мониторинг проводился в селах в сёла Сартогай Махамбетского района и Тущыкудык Исатайского района .
По данному проекту в качестве партнеров ЖКОЦ работал первый год.
Были использованы следующие методы:
• Анализ информации, полученной в результате официальных запросов, и сравнение с действительным положением.
• Проведение анкетирования
• Опрос населения (индивидуальный, уличный, групповой, метод телефонного опроса)
• Съёмка видеороликов по методологии «коллективное видео» с разъяснительными семинарами о деятельности НПО и обучающими тренингами технологии коллективному видео, для сельских жителей.
В селах была организована встреча с жителями.
В селе Сартогай строительство водопровода закончено. Водопровод принят в эксплуатацию.
Во время встречи с жителями поднимался вопрос о недоработках со стороны подрядных организаций, например, сейчас напор в селе небольшой и до окраинных домов вода не доходит. Дело в том, действующий водопровод был поврежден организацией, которая планировала провести электроснабжение в село,в связи с тем, что работал была не согласована с сельским акиматом, магистральный водопровод был поврежден в 5 местах. Жители в течение месяца сидели без воды, сейчас проблему решили, поврежденную магистраль залатали, но если воду дадут под напором, залатанные трубы могут не выдержать. По словам организаторов, в Сарытогае, где более-менее развито сельское хозяйство, параллельно ведутся работы по строительству технического водопровода, что позволит жителям получать более дешевую воду для полива приусадебных участков.
Также поднимался вопрос тарифа. В селе Сарытогай в 2014 году жители платили за воду 40 тенге, а в 2015 году – 109 тенге. В связи с тем, что водопровод находится на балансе частной компании, которая не может работать в убыток, тарифы пришлось увеличить. В 2014 г а государство выдавало субсидии, что позволяло удерживать рост тарифов, в 2015 г году субсидии не были получены, в связи с чем пришлось поднять тарифы на воду. Участники встречи поднимали вопрос о том, что они не владеют информацией о тарифообразованиии и считают их завышенными. Общественные слушания по тарифообразованию проходят в районных центрах, у людей нет информации о месте и времени проведения слушаний, а также возможности поехать на слушания, чтобы высказать свое мнение. Слушания по тарифообразованиям проводятся без участия заитересованных сторон. Жители считают, что слушания должны проходить в селе с участием всех заинтересованных сторон. В сельской местности нет высоких зарплат, многие живут на пособие, поэтому если тарифы будут очень большие, есть риск, что люди просто-напросто будут брать воду из открытых источников, чтобы не платить по счетам. Тарифы должны быть доступными для жителей села.
В Тущыкудыке организаторы встретились с жителями, которым только собираются проводить водопровод. Было задано много вопросов. В частности, людей волновало то, что проект документа по обеспечению питьевой водой был подписан в 2012 году, но за это время в селе появилось много новых домов. Участники встречи, также поднимали вопросы о необходимости проведения встреч с населением и получения достоверной информации.
В результате встреч, были сделаны следующие основные рекомендации:
– Общественные слушания по тарифообразованию проводить в каждом отдельно взятом селе, с участием местных жителей, акиматов и подрядчиков.
– обеспечить согласованную работу всех подрядных организаций, ведущих работу, чтобы не было повреждений уже существующих коммуникаций.
Хочется отметить, что ответственные лица реагировали на замечания жителей,. Налаживался диалог между сельчанами, властными организациями и подрядчиком, тем самым заметно снижалось напряжение.
Положительный пример общественного мониторинга по программе “Ак булак” необходимо тиражировать и способствовать проведению и других бюджетных программ.
Считаю, что необходимо постоянно повышать экспертный уровень НПО, обучать представителей сельского населения, это актуально, особенно, в свете того, что будут создаваться Общественные советы, которые могут проводить общественный мониторинг реализации бюджетных программ.

Отчет подготовила региональный координатор по Атырауской области, директор Жайык-Каспийского Орхусского центра, Изтелеуова Ш.