Определение мониторинга и оценки
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА (МиО) – это процесс формулирования и поиска ответов на важные вопросы об эффективности мер политики, стратегий, программ, проектов. Эффективная оценка даёт широкой аудитории заинтересованных сторон информацию, которая может использоваться для принятия более качественных решений, более глубокого понимания и возникновения новых идей для действий. МиО являются важнейшими составляющими процесса управления любого проекта.
Естественно, мониторинг и оценка являются неотъемлемой частью любой программы или проекта, проводятся соответствующими организациями, включая и технический надзор, и контроль за исполнением работ и много других составляющих. Конечно, не всегда местное сообщество может понимать специфическую информацию, которую, порой, могут понять только узкие специалисты. Но мы говорим об общественном мониторинге, который позволяет делать выводы о результативности программы не по освоенным суммам из бюджета, а по уровню удовлетворенности граждан, на которых, собственно говоря, и направлена та или иная программа.
И если организация или местное сообщество решили провести общественный мониторинг государственной Программы или проекта в регионе, наш сайт поможет глубже понять основные принципы системы мониторинга и оценки, а также разработать свой план мониторинга, ознакомившись с теоретическими знаниями и практическим опытом.
Мониторинг – это постоянное отслеживание хода работ (в рамках проекта, программы) для сравнения текущего состояния дел с планом. Мониторинг проводится непрерывно, при этом в существующую модель программы или проекта по результатам мониторинга могут быть внесены изменения. В ходе мониторинга сравниваются запланированная деятельность и результаты с фактическими данными. Конечная цель мониторинга – использовать полученную информацию для улучшения работы по проекту или программы.
Мониторинг – это регулярный процесс сбора и анализа информации для отслеживания хода выполнения намеченных планов и проверки соответствия установленным стандартам.
Что такое общественный мониторинг?
Общественный мониторинг – это инструмент системного повышения качества услуг и эффективности реализации программ, а не очередной канал для жалоб и обращений граждан. Общественный мониторинг ни в коем случае не является заменителем каналов обратной связи государственных органов, а также механизмов внутреннего контроля качества. Общественный мониторинг дает оценку реализации программ/оказания услуг со стороны общественности и, прежде всего, граждан.
Важно: результатом общественного мониторинга не является поиск виновных в проблемных ситуациях (этим занимаются другие ведомства). Цель не в том, чтобы наказать кого-то, а в том, чтобы не допустить ошибок в будущем.
Как правило, в ходе осуществления проекта, проводится несколько видов мониторинга, тематика которых определяется конкретными информационными потребностями. Важно помнить о том, что все виды мониторинга часто проводятся одновременно в рамках общей системы мониторинга.
Мониторинг результатов позволяет отслеживать эффекты и воздействия. При этом мониторинг сливается с оценкой для определения того, достигает ли проект/программа намеченных результатов (промежуточные результаты, конечные результаты, воздействие) и не влечет ли он/она за собой каких либо непреднамеренных последствий (положительных или отрицательных).
Мониторинг мероприятий позволяет отслеживать использование вложений и ресурсов, а также прогресс в осуществлении деятельности и обеспечении промежуточных результатов. В ходе такого мониторинга изучается то, каким образом обеспечивается реализация мероприятий, т.е. какова эффективность с точки зрения временных и ресурсных затрат. Обычно такой мониторинг проводится одновременно с мониторингом соответствия и служит основой для оценки эффективности.
Мониторинг соблюдения стандартов обеспечивает соответствие правилам предоставления финансирования и ожидаемым результатам; требованиям, установленным контрактами; нормативным требованиям и законам, принятым органами власти; соответствие проектно – сметной документации; а также этическим стандартам.
Мониторинг бенефициаров помогает отслеживать восприятие проекта со стороны получателей помощи. Сюда относится удовлетворенность или неудовлетворенность бенефициаров, на которых была направлена программа, включая такие аспекты, как участие, доступ к ресурсам и общая ощутимость изменений. Данный вид мониторинга, который иногда называют мониторингом настроений бенефициаров, часто включает в себя механизм сбора жалоб и предложений со стороны заинтересованных сторон. Помимо этого, он должен учитывать различия между группами населения, а также настроения косвенных получателей проекта.
Финансовый мониторинг обеспечивает отслеживание и учет затрат по каждому виду вложений и мероприятию в рамках заранее определенных статей расходов. Как правило, он проводится вместе с мониторингом результата и мероприятий.
В зависимости от целей и масштабов выбранного объекта мониторинга, можно комбинировать вышеперечисленные виды.
В то время, как мониторинг предоставляет в режиме реального времени информацию, необходимую для управления, оценка обеспечивает более глубокий анализ. Процесс мониторинга может выявить вопросы, на которые ответит оценка. К тому же оценка в значительной мере опирается на информацию, полученную посредством мониторинга в ходе проектного цикла, к примеру, на такую, как исходные данные, информация о ходе выполнения проекта и показатели результатов.
Оценка – это анализ результатов деятельности или производственного эффекта от реализации проекта, плана или программы. Цель – оптимизировать деятельность программы; проверить соответствие реализованному плану; проанализировать причины достижения/не достижения запланированных результатов мероприятия. Данные оценки дают возможность изучить реализацию программ, выявить проблемы и предложить направления на будущее. Оценка проводится на ключевых этапах проекта, что позволяет повысить шансы для достижения желаемых результатов посредством тех или иных мер. Обычно это по окончании запланированного периода, в момент вступления проекта в новую фазу или при возникновении какого-либо конкретного и очень важного вопроса.
Существует целый ряд различных видов оценки, которые можно классифицировать разными способами. Однако выбор подходов и методов при проведении оценки в конечном итоге определяется целевой аудиторией и задачами оценки. Приведём пример несколько, широко распространенных, видов оценки.
Среднесрочная оценка является формирующей по своим целям и проводится на промежуточном этапе реализации проекта. При реализации проектов (обычно в рамках программ) в течение более чем 24 месяцев, требуется проведение какого-либо средне-срочного оценивания, оценки или анализа. Как правило, такая оценка не обязательно должна быть внешней или зависимой и может проводиться с учетом конкретных аналитических потребностей.
Итоговая, окончательная оценка является итоговой по своим целям и осуществляется (часто внешними силами) по окончании проекта для выяснения того, в какой степени проект достиг поставленных целей. Также оценивается эффективность и воздействие.
Внутренняя или самооценка осуществляется лицами, ответственными за реализацию проекта. Такая оценка может быть менее дорогостоящей, чем внешняя, и способствовать развитию кадрового потенциала и повышению уровня ответственности. Однако такая оценка может не вызывать достаточного доверия у определенных заинтересованных сторон, поскольку может восприниматься как более субъективная (пристрастная или односторонняя).
Внешняя или независимая оценка проводится специалистами, не входящими в число сотрудников проекта, что в определенной степени повышает её объективность и компетентность. Внешняя оценка в большей степени ориентирована на выявление уровня ответственности и воздействия. Оценка воздействия сосредоточена на эффекте от проекта, а не управлении и выполнении задач. По этоу причине она обычно проводится после завершения проекта, программы в рамках окончательной/финальной оценки. Однако воздействие проекта можно измерить и на этапе реализации длительного проекта, если это представляется возможным.
Также оценка проводится с привлечением бенефициариев и других основных заинтересованных сторон, что может способствовать расширению их возможностей, а также повышению их потенциала, ответственности и уровня поддержки.