Анкетирование – как метод мониторинга
Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты самостоятельно заполняются респондентами. Целью данного исследования является изучение общественного мнения по конкретным вопросам и сбор рекомендаций по дальнейшему совершенствованию в выбранной сфере.
В период проведения опроса именно интервьюер являетесь основным исполнителем работ и обеспечиваете качество конечного результата исследования, которое зависит от его добросовестности и ответственности.
Данный метод обладает следующими достоинствами:
– высокой оперативностью получения информации;
– возможностью организации массовых обследований;
– сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;
– отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;
– невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,
Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:
– отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью, изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;
– не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.
При анкетировании в сельской местности особенно важно, чтобы вопросы были максимально простыми, но в то же время, можно было получить интересующую информацию.
Приводим пример анкеты , которую мы использовали при мониторинге обеспечения питьевой водой жителей сёл. Три вопроса закрытые, и один открытый, именно там жители пишут свои комментарии и жалобы.
Пример анкеты