Опрос – как метод сбора информации

Метод опроса является весьма популярным, так как его проще всего организовать, он не требует высоких затрат, а полученная информация всегда содержательна. Присутствуют и негативные факторы: в первую очередь это личность опрашиваемого — он не всегда может обладать высоким культурным уровнем, или хорошей памятью. Во-вторых, это качества самого социолога, который может просто не установить контакт с опрашиваемым. К другим факторам можно отнести присутствие посторонних, несоблюдение анонимности и пр.

Когда определена тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о нестандартизированном интервью. В нем почти все вопросы открытые и напоминает оно журналистский опрос. Его результаты практически не поддаются статистической обработке. Да это и не требуется. Цель нестандартизированного интервью разведывательная: получение информации ситуации, углубление проблемы, выяснение подробностей, не охваченных в стандартизированном интервью. Естественно, что оно — товар штучный, количество интервьюируемых невелико.

Опрос  является специфическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей.

Интервью  может быть личным, групповым, массовым.

– Личное интервью–когда респондент и интервьюер общаются тет-а-тет.

– Групповое интервью– в котором участвует более двух человек.

– Массовое интервью – в котором участвует от сотни респондентов.

Мы использовали личное интервью как с представителями властных органов, так и жителей. Также на семинарах параллельно проводили групповое интервью. И ещё – уличный опрос. Уличный опрос представляет собой непродолжительное личное интервью, которое проводится на улице, на выходе из торговых точек или в местах скопления потребителей. Уличный опрос позволяет быстро получить достоверную информацию от целевой аудитории.

Запись ответов может производиться интервьюером или его ассистентом вручную, либо механически (на пленку). Мы использовали диктофон (на сотовом телефоне), видеокамеру, и часто просто фиксировали ответы в блокноте.

 

МЕТОД ТЕЛЕФОННОГО ОПРОСА

Телефонный опрос – специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта.

Телефонные опросы применяются в случае, когда необходимо относительно быстро и недорого исследовать основные характеристики потребителей того или иного товара или услуги, провести исследование общественного мнения, узнать отношение потребителей к новому товару, услуге  или рекламе и т.д.

Телефонный опрос проводится по заранее выбранным или случайно отобранным телефонным номерам специально проинструктированными интервьюерами. Во время телефонного опроса с респондентом обычно интервьюер заполняет специальную анкету, которая содержит не только ответы респондента, но и его контактную информацию. Эта информация используется для проверки работы интервьюеров. После проведения телефонного опроса осуществляется квотирование анкет для того, что бы отразить в выборке структуру целевой группы.

Мы часто использовали метод телефонного опроса за период проведения мониторинга. Иногда звонили в сельский населенный пункт выборочно, используя телефонный справочник. Но в большинстве случаев мы звонили тем жителям, которые принимали участие в наших семинарах (списки участников у нас были). Поскольку люди были уже достаточно хорошо знакомы с темой, и их волновало качество строительных работ, они с удовольствием говорили о происходящих изменениях.