ДОРОГИЕ ДОРОГИ

Одна из волнующих тем для автомобилистов нашей страны – это состояние дорог.

Ежегодно на дорожные цели выделяется немало бюджетных денег, но при этом, почему то,  дороги разрушаются  быстрее, чем их строят  и ремонтируют. А по данным Всемирного экономического форума  (ВЭФ) Казахстан на  108-м месте из  138 исследованных стран по качеству дорог, признав их самыми худшими в мире (источник http://autogrand.kz/avtomobilnye-dorogi-kazahstana-priznany-odnimi-iz-samyh-hudshih-v-mire/).

Если дороги республиканского значения  находятся в введении  Комитета автомобильных дорог министерства индустрии и инфраструктурного развития РК  (контроль за состоянием и  финансирование ремонта), то «местные» дороги – это зона ответственности акиматов.

WhatsApp Image 2020-10-20 at 16.15.32

 

Так,  в 2020 году на развитие автомобильных дорог из республиканского бюджета было выделено 360 млрд.тг. в том числе:

– развитие автомобильных дорог республиканского значения 111,9 млрд.тг (004, 016, 005 бюджетные подпрограммы)

– ремонт и содержание – 94 млрд.тг (100 бюджетная подпрограмма)

– целевые трансферты на развитие автомобильных дорог областного и районного значения – 154 млрд.тг (103, 104, 106 бюджетные подпрограммы)

 

В прошлом  году бюджетные деньги, наконец,   дошли и до нашего города  Атбасар –   впервые за много лет  проводились  масштабные работы по ремонту дорог.  И впервые был организован общественный   контроль со стороны  атбасарцев.

 На проведение среднего ремонта дорог и тротуаров выделено 1 млрд. 074 млн. 253 тыс. тг. в том числе:

по программе ДКЗ из республиканского бюджета 138 млн. 863,8 тыс. тг. (ул.Л.Белаш-4,8 км.), работы завершены.

кредит из областного бюджета –  600 млн.тг. (ремонт по 12 улицам: Островского-1 км., Кошанбаева -1 км., Ирченко -1,2 км., Кошкарбаева-0,45км., Привокзальный переулок-0,45 км., Майкутова-1,25 км., О. Шмидта-0,4 км., Нурсейтова-2,8 км., Ауэзова-1 км., Канай би-0,7 км., Куанышева-0,9 км., Агыбай батыра -1,9 км.и центральная площадь- 21500 м.кв.) работы завершены.

из районного бюджета – 249 млн. 081,7 тыс. тг. (ремонт по 4 улицам: Ч.Валиханова 1,5 км., И. Есенберлина-1,5 км., Урицкого-0,5 км., Мукушева-1,15 км. работы завершены.

На средний ремонт тротуаров было выделено 86 млн.307тыс. 653, 4 тенге по 6 улицам:А.Курманова -1,5 км., Ауэзова-2 км., АгыбайБатыра-2 км., С.Сейфуллина- 1 км., Л.Белаш-1,2 км., Озерная – 0,31 км.(около СШ №5). Услуги технадзора ТОО «Строй потенциал» на сумму 7 млн.649999,7 тг.).

 IMG-20200828-WA0014

Больше всего люди возмущаются, почему у нас каждый год ремонтируют  одни и те же дороги, но их качество не улучшается. До осени ремонтируют, с приходом весны со снегом новый асфальт смывается, возникают новые ямы. На самом деле всё очень просто: каждый год в бюджет закладывается сравнительно небольшая сумма на текущий ремонт, а не капитальный:  это устранение дефектов, отсыпка  дресвой, ямочный ремонт, укладка поверхностного слоя асфальта, нанесение разметок, установка дорожных знаков, бордюров на тротуарах, грейдерование второстепенных дорог без асфальта. Выполняются эти виды работ без проектной документации.  По согласованию заказчика и подрядчика.  Также  влияет качество материалов,  целевое использование средств,  погодные условия, качество выполняемых работ (толщина асфальта, укатка дорожной одежды/дресвы, щебня, асфальта),. Например по ул. Куанышева в прошлом году  уложили поверхностный слой асфальта, но не сделали отсыпку обочин, которые сдерживают кромки асфальта от разрушения. И этот перепад создаёт   неудобства автомобилистам. А если бы отсыпали более двух километров обочин, то не были бы заасфальтированы другие участки города, где тоже поступали многочисленные жалобы от населения, так как денег на всё не хватит.

Поэтому приходится выбирать.

 WhatsApp Image 2020-11-10 at 19.46.27

По зимнему содержанию дорог важно своевременное поступление финансирования из бюджета. В этом году дороги неважно  содержали в январе – феврале, все это видели, были жалобы. А всё  потому,  что деньги поступили только к концу февраля. Были технические проблемы на сайте госзакупок. Затем не было заявок. И лишь в конце февраля 2021 года был заключен договор с подрядной организацией, далее  мы уже наблюдали эффективную работу по вывозу снега. Работали  и в ночную смену. Объём работ был проведён колоссальный. Но всё же  несвоевременный вывоз снега отразился,  так как образованные  снежные накаты на поверхности дорог, толстый слой  снежного покрова с оледенением создают трудности при расчистке и вывозу снега.  

 IMG_2354

Активно  проводится очистка арыков, логов и вывоз  снега как противопаводковые мероприятия. В этом году снега было немало, грунт прилично промёрз, а значит, угроза наводнения существует, поэтому всем меры необходимо провести максимально хорошо.

 IMG_2387

Со  стороны власти нужна  открытость и  прозрачность, со стороны подрядных организаций – качественное выполнение работ, а со стороны населения свой вклад в развитие города тогда, когда нет возможности выделения бюджетных средств. И со всех сторон нужна ответственность и патриотизм.

 

Для справки: с октября прошлого года общественное Объединение «Ангел»  реализует проект «Дорогие дороги»  в рамках гранта Программы по поддержке гражданского общества Центральной Азии. Программа реализуется Фондом Евразия  и спонсируется Агенством США по международному развитию (USAID).