Отчет по общественному мониторингу реализации проектов в рамках отраслевой Программы «Ақ бұлақ 2020» в Акмолинской, Алматинской и Актюбинской областях (за 2014 год).

Отчет

по общественному мониторингу реализации проектов в рамках отраслевой Программы «Ақ бұлақ 2020» в Акмолинской, Алматинской и

Актюбинской  областях.

Общественное объединение «Ангел»; Общественный Фонд «Центр Социального анализа и партнерства» (г.Алматы), Общественный Фонд «Алтын дала» (с.Жаксы Акмолинская область); Общественный Фонд «ЭлитАгро» (аул Нокина Актюбинская область).

Период проведения мониторинга:  февраль – декабрь 2014 г

Благодарности:

            Благодарим областные   и районные акиматы  Акмолинской, Алматинской и Актюбинской  областей,  районные ГУ «Отделы внутренней политики», «Отделы строительства»,   сельские акиматы,  а также сельских жителей и наших волонтеров, которые активно принимали участие в проведение мониторинга.            Местные исполнительные органы власти на всех выбранных территориях оказывали нам поддержку в проведении мероприятий – помощь в организации, предоставление помещения, содействие  в организации «горячей линии», содействие в выезде на объекты строительства водопроводов.   Благодарим Фонд Сорос – Казахстан, Программу «Прозрачность и подотчетность»,  за финансовую поддержку проекта.

 Введение.

Основанием для разработки Программы «Ақ бұлақ» на 2011 – 2020 годы стали Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до  2020 года» и Послание Президента Республики Казахстан от 28 января 2011 года «Построим будущее вместе!».

 Целью программы «Ақ бұлақ» является эффективное и рациональное обеспечение населения питьевой водой и услугами водоотведения

 Направления  реализации программы «Ақ бұлақ»

Реализация Программы начата в мае 2011 года. Первый этап программы рассчитан на 2011 – 2015 гг., с января 2015 года «Ақ бұлақ» стала частью Программы «Развитие регионов».

      С целью недопущения фактов неэффективного и нерационального использования бюджетных средств, расширения поиска альтернативных и экономичных решений по обеспечению населения питьевой водой и водоотведением на предстоящий период до 2020 года развитие сектора водоснабжения и водоотведения будет осуществляться по следующим направлениям:

      Внедрение системного подхода при строительстве новых объектов водоснабжения и водоотведения и реконструкции действующих.

  1. Повышение инвестиционной привлекательности водохозяйственного сектора водоснабжения и водоотведения и максимальное вовлечение частного капитала в финансирование объектов водоснабжения и водоотведения.
  2. Внедрение экономически обоснованных моделей ГЧП.
  3. Поэтапный перевод предприятий водоснабжения и водоотведения в городской и сельской местности на модели ГЧП.
  4. Совершенствование нормативной правовой и нормативно-технической базы в сфере водоснабжения и водоотведения.
  5. Создание системы мониторинга за состоянием систем водоснабжения и водоотведения.
  6. Максимальное использование потенциала подземных вод для обеспечения населения питьевой водой.
  7. Повышение качества проектирования системы водоснабжения и водоотведения и развитие казахстанского содержания в отрасли водоснабжения и водоотведения.
  8. Кадровое обеспечение отрасли.

 Ситуация с водоснабжением в сельской местности

В 2010 году завершилась реализация отраслевой программы «Питьевая вода» на 2002 – 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года № 93.

В целом, при реализации программы «Питьевая вода» на 2002 –
2010 годы допущены факты неэффективного использования бюджетных средств, некачественного строительства и реконструкции водоводов, нарушения сроков выполнения ремонтно-строительных работ и не обеспечения качества питьевой воды.

Главной причиной тому являлось отсутствие системного подхода и должного взаимодействия центральных и местных исполнительных органов при планировании работ по развитию и модернизации систем водоснабжения.

Финансирование из республиканского и местных бюджетов не всегда осуществлялось в соответствии с приоритетами. В результате, в некоторых случаях, построенные за значительные бюджетные средства объекты простаивали, тогда, как другие из-за нехватки финансирования реконструировались лишь небольшими частями

 Создание системы мониторинга

за состоянием водохозяйственного сектора

В реализации Программы принимают участие центральные государственные органы, а также акиматы областей и городов Астаны и Алматы.

Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан осуществляет общую координацию деятельности государственных органов по подготовке и реализации программных мероприятий, а также проводит оценку эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов по выполнению целевых индикаторов и мероприятий Программы.

Государственные органы – исполнители (Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан, Агентство по регулированию естественных монополий Республики Казахстан, акиматы областей и городов Астаны и Алматы) обеспечивают контроль за ходом работ по выполнению программных мероприятий и целевых индикаторов.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 декабря
2010 года № 1320 создана Комиссия по выработке предложений в сфере питьевого водоснабжения под председательством Первого Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан, главными задачами которой являются выработка предложений по рассматриваемым перечням проектов водоснабжения и водоотведения в сельской и городской местности, перечням объектов геолого-разведочных работ в рамках Программы и вынесение Перечней на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии, выработка предложений относительно вопросов, связанных с реализацией проектов ГЧП в водохозяйственной сфере, рассмотрение вопросов и предложений по повышению эффективности и рентабельности сектора водоснабжения и водоотведения в целом.

В настоящее время в республике не существует единой систематизированной базы данных о качестве воды, техническом состоянии систем водоснабжения и водоотведения в сельской и городской местности, финансовом состоянии предприятий и организаций водоснабжения и водоотведения.

В этой связи, для организации системы мониторинга хода реализации Программы предусмотрена реализация следующих мероприятий:

сбор, систематизация и анализ отчетной, статистической, справочной, прогнозной и оценочной информации, получаемой из различных источников для выполнения работ по оценке эффективности и результативности хода выполнения программных мероприятий;

проведение мониторинга реализации программных мероприятий для получения информации о степени достижения целевых показателей и индикаторов и динамике изменения ситуации в области обеспечения населения питьевой водой и водоотведением.

Для оценки эффективности Программы и дальнейшего мониторинга состояния систем водоснабжения и водоотведения на основе результатов проведенного обследования, разработанных обоснований инвестиций, с использованием имеющихся на местах электронных баз градостроительного кадастра в рамках Программы Агентством Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства будет разработана электронная информационно-аналитическая система базы данных.

Для ведения сбора и анализа информации, необходимой для оценки эффективности Программы будут разработаны ведомственные отчетности.

 

Одним из системных подходов при реализации Программы будет организация должного взаимодействия и координации действий между центральными государственными органами и местными исполнительными органами, потенциальными инвесторами, научными институтами, неправительственными организациями, эксплуатационными предприятиями.

Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить население Республики Казахстан качественной питьевой водой и увеличить охват услугами водоотведения

 

Общественный  мониторинг проводили в рамках реализации   проекта «Общественный мониторинг реализации государственной Программы «Ак булак» в  Алматинской, Актюбинской  и Акмолинской областях и создание предпосылок осуществления общественного контроля в других регионах Казахстана».  Данный проект осуществлялся в трёх  областях Казахстана – Акмолинской, Алматинской и Актюбинской, при поддержке  Фонда Сорос Казахстан в рамках программы «Прозрачность и подотчетность».

Основной исполнитель проекта – Общественное объединение «Ангел»,  зарегистрировано в Юстиции Акмолинской области в феврале 2000 года. Миссией организации является повышение уровня знаний населения, необходимых для построения гражданского общества; а также принятие участия в решении проблем, затрагивающих экологические, социальные, экономические и правовые аспекты.  

Мы предлагаем всем заинтересованным ознакомиться с отчетом  общественного мониторинга реализации Программы «Ак булак», который осуществляла наша организация в партнерстве с ОФ «ЦСА»,  ОФ «Алтын дала», ОФ «ЭлитАгро» , в течение 2014года  на территории п.Балпык Би Коксуского района и п.Каргалы Жамбылского района Алматинской области; с.Запорожье и с.Подгорное Акмолинской области, и п.Пригородный и п.Кызылжар Актюбинской области.  Также была проведена оценка потребностей жителей села Маншук Целиноградского района Акмолинской области в обеспечении качественной питьевой водой.

            Основной целью нашей работы было проанализировать ситуацию по реализации  Программы «Ак булак», на примере семи   объектов в трёх  областях  с активным вовлечением сельских жителей при тесном сотрудничестве государственных учреждений и других заинтересованных ведомств. Также повлиять на качество выполняемых работ.

            Для достижения поставленной цели мы поставили следующие задачи:

  1. Доступность общественности к   информации о реализуемых  программах  на территории Акмолинской, Алматинской и Актюбинской  областях 
  2. Прозрачность бюджета по реализации Программы и мероприятий
  3. Достаточность финансирования для успешной реализации этой Программы. 
  4. Общественная оценка оказанных услуг по обеспечению питьевой водой в сельской местности
  5. Оказать содействие в решении выявленных проблем с водообеспечением в сельской местности.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА

 Доступность общественности к   информации о Программе Ак булак   на выбранных территориях

 

Общественным объединением «Ангел» и региональными координаторами были направлены информационные письма о начале проекта,  подготовлены официальные запросы на  получение  списков сельских  населенных пунктов Акмолинской, Алматинской и Актюбинской областей, где проводилось и планируется строительство/реконструкция водопроводов;   запрос  Программы «Ақ бұлақ». Информационные письма прикладывались вместе с запросами в Комитет водных ресурсов Министерства Охраны окружающей среды РК;  Комитет по делам строительства и  ЖКХ  Министерства Регионального развития РК; региональными координаторами были сделаны запросы в областные Акиматы , и областные  ГУ «Управление строительства». 

Получили  официальные ответы на запросы по спискам сельских территорий выбранных областей. Программу «Ақ бұлақ» нам предоставили  в МООС РК ранее. Ответы сравнили. Расхождений в информации, полученной от разных источников, по Акмолинской и Актюбинской областях не было. Информация была предоставлена в быстрые сроки. Но по Алматинской области цифры расходились.

 

  1. Прозрачность бюджета по реализации программ и мероприятий 

 

Всего на осуществление работ по республике предусмотрено финансирование порядка 1,3 трлн. тенге, в том числе за счет республиканского бюджета в сумме 1,2 трлн. тенге, за счет местных бюджетов в сумме 109 млрд. тенге. В Акмолинской и Восточно-Казахстанской областях программой «Ақ бұлақ» предусмотрено финансирование из республиканского бюджета и софинансирование местного бюджета на уровне 2,9 млрд.тенге.

Общие суммы, запланированные на реализацию Программы «Ақ бұлақ», нам были предоставлены беспрепятственно. 

  1. Достаточность финансирования

3.1. В Акмолинской области всего 621 СНП (сельский населенный пункт). По состоянию на 1 января 2010 года численность населения Акмолинской области 734 700 человек, в том числе сельское население – 427 599. Обеспечено централизованным водоснабжением 335 СНП. Доступ к централизованному водоснабжению СНП составляет 53,9 % (средне – республиканский показатель 45 %).

Общая протяженность сетей водоснабжения в сельских населенных пунктах 2387, 15 км.

По данным Министерства Регионального развития РК Комитета по делам строительства и ЖКХ, в   2014 году в Акмолинской области  реализуется 15 проектов на обеспечение питьевой водой сельского населения, на реализацию которых направлено из республиканского бюджета средства в сумме 2 770 771 тыс.тенге. Это следующие СНП:  с. Запорожье, с. Подгорное Жаксынского района, с. Коянды, с. Караоткель Целиноградского района, с. Айдарлы Зерендинского района, с. Отрадное Жаркаинского района, с. Астраханка, с. Бесбидайык, с. Петровка Астраханского района,  п. Шортанды Шортандинского района,  с. Раевка, с. Бозайгыр, с. Новоселовка Шортандинского района, с. Жибек – Жолы Аршалынского района.  

 

Также есть немало СНП, жители которых остро нуждаются в строительстве/либо реконструкции водопроводных сетей, но долгое время не попадают под государственные Программы этого направления. Причины разные:  низкая квалификация  ответственных лиц   за подготовку обоснований; большой объём работы; огромное количество других проблем, недостаточное финансирование; большая очередность и т.п.

3.2.   В Алматинской области 770 СНП. По состоянию на 1.01.2010 года численность населения Алматинской области – 1975382 человек, в том числе сельское население – 1 510 045 человек. Обеспечено централизованным водоснабжением (по данным Комитета Строительства и ЖКХ)  523 СНП, по данным областного Управления энергетики, строительства и ЖКХ,  централизованным водоснабжением обеспечено 535 СНП.  Доступ к централизованному водоснабжению в СНП составляет 68 % (при среднереспубликанском показателе 45 %) по республиканским данным, и 69,5 % по данным областного ведомства. Общая протяженность сетей водоснабжения составляет 3106,7 км. В 2014 году на реализацию 9  проектов (по данным Комитета строительства и ЖКХ Министерства регионального развития РК) направлены из республиканского бюджета средств в сумме 3 537 179  тыс.тенге (п. Балпык Би Коксуского района, с. Кызылту, с. Жалкамыс  Талгарского района, с. Нарынкол  Райынбекского района. Бакана, Балхашского района, с. Узынагаш Жамбылского района, с. Таутергень, с.Акши Енбекшиказахского рацона, с.Жетыген Илийского района ).

По данным областного Управления на период 2014 года по Алматинской области выбелено 12,5 млрд. тенге на строительство/реконструкцию 60 проектов (республиканский бюджет выделил на 20 проектов   7,4 млрд.тенге, местный бюджет составил 4, 7 млрд. тенге на 40 проектов, ПСД – 0,4 млдр. Тенге). Согласно уточнённому плану в 2014 году из 60 объектов будут завершены 43 объекта, остальные 17 объектов переходят на 2015 год.

Таким образом, данные республиканских и областных ведомств по Алматинской области существенно отличаются. 

3.3. В Актюбинской области 384 СНП. По состоянию на 1.01.2010 года численность населения Актюбинской области 621,9 тыс.человек, в том числе сельского население 302,4 тыс.человек. обеспечено централизованным водоснабжением 129 СНП. Общая протяженность сетей водоснабжения в СНП 1416,5 км. Доступ к централизованному водоснабжению составляет 34 %, при среднем республиканском 45 %.

В 2014 году на реализацию 15 проектов направлены из республиканского бюджета средства в сумме 2 606 257 тыс.тенге (с. Сарколь и Шубарши Темирского района, с.Маржанбулак Алгинского района, с. Жарлы Байганинского района, с. Жана – коныс г.Актобе, с.Кумтогай Иргизского района, с.Кызылсу Хромтауского района, с.Куйылас Иргиского района, Жайсанбай Иргизского, с.Булактыколь Байганинского района, с. Каратаусай Марктуского района, с. Калыбай Иргизского района, с.Жамбыл Айтекебийского района, с. Никельтау Хромтауского района, с. Кенкияк, с.Шубаркудук Темирского района).

              По сравнению с предыдущей Программой водообеспечения «Сапалы Су/Питьевая вода», финансирование увеличилось. В рамках Программы «Ақ бұлақ» учтены ошибки предшествующей Программы. Запланированы разведывательные работы по уточнению водных источников. При грамотном обосновании есть все возможности попасть в эту Программу. 

  1. Общественная оценка оказанных услуг в сельской местности

 

Для оценки четырёх объектов, были использованы следующие методы:

  • Анализ информации, полученной в результате официальных запросов,  и сравнение с действительным положением.
  • Работа горячей линии «телефон доверия»
  • Проведение анкетирования
  • Опрос населения (индивидуальный, уличный, групповой, метод телефонного опроса)
  • Съёмка видеороликов по методологии «коллективное видео» с разъяснительными семинарами о деятельности НПО и обучающими тренингами технологии коллективному видео,  для сельских жителей. Также предоставлялось наше видеооборудование.

По технической части грубых нарушений не выявлено. Отклонений от проекта не обнаружено.

Из шести  объектов мониторинга два  были сданы в эксплуатацию  на момент мониторинга (сдача объектов была произведена в конце 2013 года)  – это в Актюбинской области п. Пригородное и п.Кызылжар.  Там больше всего претензий  от граждан  на доступность введения воды в дома. Несмотря на новую действующую водопроводную трассу, не все сельчане имеют доступ к воде. Во- первых, стоимость за разрешение составляла первоначально около 30 000 тенге, что составляет больше минимальной заработной платы. Помимо разрешения, необходимо оплатить за работы по проведению воды в дома и приобрести необходимые материалы. Всё это делает недоступным пользоваться водой в доме. В п. Пригородное было 2 общественные колонки, но когда в них отключали воду, предприимчивые соседи продавали воду за 100 тенге одно ведро(!).  В п.Кызылжар люди не чувствовали потребности в новой трассе вовсе, поскольку подведение воды в дома недоступно, то большинство пользуется собственными колонками, находящимся на территории частных домовладений. По итогам мониторинга было привлечено внимание к проблеме доступности проведения воды в дома, и позже была снижена стоимость за разрешение – до 17 000 тенге.

   В остальных случаях строительство не было  завершено, люди с нетерпением ждали воду и надеялись на лучшее.

В Алматинской области в п.Балпык Би были жалобы на частое отключение воды и слабый напор. После официальных запросов и обращений в областные и районные ведомства,  к середине апреля 2014 года, график отключения воды был нормализован, напор воды улучшен. Нужно отметить, что пожелания жителей стали учитываться. 

В п.Каргалы Алматинской области были жалобы на повышение тарифа за пользование водой более чем в два раза. Позже выяснилось, что повышение тарифа на воду было обоснованным, и стоимость всё равно ниже, чем в других регионах Казахстана (повышение составило с 11 тенге/за куб воды до 30 тенге/за куб воды. Для сравнения – в Акмолинской области не менее 130 тенге/за куб воды).  

В Акмолинской области первоначально было множество жалоб на качество выполняемых работ: оставалось много грязи, работы делались медленно, специалистов практически нет, ямы и колодцы подолгу оставались открытыми. Позже ситуация менялась. В с. Подгорное новую водопроводную трассу запустили вовремя, к середине ноября 2014 года. Напор воды хороший, недоделки устранялись, на период декабря 2014 года промерзания новой трассы не наблюдалось.  В с. Запорожье работы были остановлены в сентябре 2014 года по вине подрядной организации ТОО «СпецСтройАстана». Таким образом, 13 октября 2014 года материалы по объекту «Реконструкция разводящих водопроводных сетей в с. Запорожье Жаксынского района» были направлены в правоохранительные органы. 5 ноября 2014 года за неисполнение договорных обязательств направлено исковое заявление в Специализированный межрайонный экономический суд Акмолинской области о признании подрядчика недобросовестным участником государственных закупок.

 

 

Приложение: видеоролики, снятые жителями сел Подгорное (https://www.youtube.com/watch?v=dmHX-JWTZ7A ) ,  Запорожье Акмолинской области (https://www.youtube.com/watch?v=-kl35guCSmA&feature=youtu.be ); п.Балпык Би ( https://www.youtube.com/watch?v=erQpamiiXD8 ) и п.Каргалы Алматинской области (https://www.youtube.com/watch?v=aNIyYA_VgSI ), п.Пригородный и п.Кызылжар актюбинской области (https://www.youtube.com/watch?v=LAff76MB-Kg )

Ссылка на итоговый ролик по общественному мониторингу за 2014 год https://www.youtube.com/watch?v=JR56H-KNO2c

Заключение

Общественный мониторинг показал, что практически на всех объектах имелись нарушения сроков, недоработки и замечания по реализации проектов водоснабжения в рамках государственной Программы «Ак булак».

Также нужно отметить, что ответственные лица реагировали на замечания жителей, ситуация менялась в лучшую сторону, недоработки устранялись. 

Общественный мониторинг и оценка должны быть нормой в обществе. Считаем, что необходимо вводить общественную экспертизу при сдаче любых объектов социальной направленности. Общественный мониторинг должен стать неотъемлемой  частью механизма системной оценки деятельности госорганов. Участие граждан в оценке  качества предоставляемых услуг населению необходимо со стадии планирования/разработки  Программы на местном уровне и до сдачи объекта в эксплуатацию. Поскольку конечными получателями услуг является население, то и оценку должны делать граждане. Отличным инструментом может стать коллективное видео, где жители будут рассказывать, и показывать истинное положение дел, а видеоролики станут доступны для СМИ и широкой общественности.

 

 

Механизмы общественного участия, прежде  всего, позволят:

  • Оценить эффективность реализации разработанных программ, направленных на обеспечение питьевой водой сельчан
  • Выявлять факты неэффективного  использования средств, выделенных на строительство водопроводов в селах. Подотчетность и контроль расходования бюджетных средств будет нормой в обществе (делаем шаги к этому). 
  • Оказывать услуги населению по строительству и обслуживанию водопроводов в сельской местности более качественно. Вовремя реагировать на жалобы местного населения; пресечение  фактов неэффективного использования денежных средств; не допускать замену материалов на некачественные; незаконный  завышенный сбор денежных средств с жителей за проведение воды в дом  и т.п.
  • Повышать социальную активность населения и роль общественного участия в разработке и реализации государственных программ. Создание конструктивного диалога между представителями власти и общественностью

Если  сами жители поймут, что от проявленной активности зависит уровень комфортности их жизни, то будут использовать полученные знания и в дальнейшем.

 

 

Рекомендации.

 

  1. Рекомендуем использовать отработанные механизмы общественного мониторинга реализации проектов водоснабжения  Программы «Ак булак»  на других объектах строительства/реконструкции водопроводов различных областей Казахстана.
  2. Рассмотреть возможность участия  граждан в оценке  качества предоставляемых услуг населению: необходимо со стадии планирования/разработки  проекта/Программы на местном уровне (обсуждение проектов с жителями)  и до сдачи объекта в эксплуатацию;
  3. Перед утверждением проектов строительства/реконструкции водопроводов проводить общественные слушания перед населением, иметь возможность вносить коррективы с учетом обоснованных пожеланий бенефициариев. 
  4. Использовать для большего охвата заинтересованных жителей помимо обычных методов информирования (через СМИ и донесение информации устно) адресные смс-рассылки. 
  5. Для внедрения механизмов общественного мониторинга и налаживания непрерывной работы,  рекомендуем внести наименования  лотов соответствующей тематики при  реализации государственного социального заказа для НПО, либо предусмотреть финансирование общественного мониторинга в планах реализации проектов водоснабжения в рамках Программы «Ак булак».
  6. Создать повсеместно для внедрения механизмов общественного мониторинга,  координирующий центр республиканского значения, который будет   выполнять  функции управления, консультирования и общей координации; При этом оставляя возможность инициирования проведения общественного мониторинга в любом регионе самостоятельно вне этого координирующего органа.  
  7. Создать  команду национальных экспертов по общественному мониторингу из числа региональных НПО;
  8. Для точечного выявления  жалоб от жителей возможна работа республиканской «горячей линии» (бесплатная). Также создание сайта/WEB-портала общественного мониторинга– открытый доступ к Программам и другим документам, касающихся строительства водопроводов в сельской местности (сроки реализации, планируемый объём работ,  населенные пункты, бюджет, что сделано, что делается  и т.п.), документы должны  восприниматься простыми людьми, т.е. написаны понятным «языком» , с возможностью обратной связи. Необходимо готовить документацию в упрощённом виде, доступную и понятную общественности. Можно  при этом можно вовлекать экспертов из неправительственных организаций.
  9. Проводить  мониторинг  каждого объекта в регионах –  работа  консультационных пунктов (на базе региональных НПО) по предоставлению консультаций населению и получению обратной связи, работа экспертов на местах (проведение опроса, анкетирования, привлечение экспертов по технической части, проведение семинаров для сельских жителей, проведение визуальной оценки строительства объектов, работа «горячей линии» , фото-видео съёмка и т. п.); 
  10. Готовить  отчеты  (заключения/экспертную  оценку)  по качеству выполненных работ/либо по проведению общественного мониторинга с конкретными рекомендациями от населения и размещать их для открытого доступа на сайте;
  11. Рекомендовать местным исполнительным органам  учитывать при сдаче объекта общественную оценку наравне с другими экспертами.

 

Отчет подготовила координатор проекта по общественному мониторингу Программы «Ақ бұлақ»,  директор ОО «Ангел», Петрова Л.Е.