Общественный мониторинг программы “АК булак” в Актюбинской области, 2015 год (подготовила Цыганкова М. Ю.)

Общественный мониторинг программы «Ақ бұлақ» в Актюбинской области в 2015 году (отчет подготовила Цыганкова М.Ю.)

Проблемные вопросы водоснабжения сельских населённых пунктов Актюбинской области:

Всего – 380 населённых пунктов: из них 8 городов – Актобе, Алга, Жем, Кандыагаш, Темир, Хромтау, Шалкар, Эмба и 162 сельских населённых пунктов обеспечены централизованным водоснабжением, Справка. Централизованные системы включают в себя водозабор (добыча), водоподготовку (фильтрация, обеззараживание), транспортировку(водопроводы) до конечного потребителя. В городах существуют системы водоотвода (городские канализации). 205 сельских населённых пунктов пользуются децентрализованным водоснабжением, Справка. Децентрализованное водоснабжение – это колодцы, родники, скважины. 5 сельских населённых пунктов пользуются привозной водой Справка. Село Богетколь(18 человек), Таскожа(13 человек)Айтекебийского; Казахстан(20человек)Байганинского районов будет предложено переселение в районный центр. Для обеспечения населения сел Нура Байганинского района и Мамыр Иргизского района централизованным водоснабжением разработаны проекты по строительству водопроводных сетей на сумму 765,9 млн. тенге и заявлены в республиканскую бюджетную комиссию на 2016 год. Показатель доступа к центральному водоснабжению городских населённых пунктов составляет 100%, сельских – 72,8%. Сдерживающим фактором водообеспечения сёл является отсутствие подтверждённых запасов воды. В 2015 году завершились проведение поисково-разведочных работ в 41 селе. После подтверждения запасов воды, будут разработаны проектно-сметные документации на строительство объектов водоснабжения с представлением для финансирования в рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы Жол». Общая протяжённость водоводов Актюбинской области составляет 3 114,9 км, из них 1 401,7 км или 45% сетей нуждаются в замене и ремонте. Большую долю этого показателя составляет износ сетей городов Актобе – 64,6% или 694 км, Шалкар – 63,6% или 201 км, Хромтау -62% или 194 км, Темир – 65% или 60 км. Ситуация в сёлах В 2015 году в рамках программы «Развитие регионов до 2020 года» велась реализация 6 проектов на сумму 1,9 млрд. тенге по строительству объектов водоснабжения и реконструкции водопроводных сетей и сооружений в городе Актобе (сельские округа), Иргизском и Мугалжарском районах.

Нами были выбраны объекты в жилых массивах Бауырластар, Бауырластар-2 и Сазды -2 в Саздинском сельском округе города Актобе и посёлок Пригородный Благодарного сельского округа города. На сегодняшний день все строительные работы по водоснабжению завершены. Население посёлков пользуется водопроводной водой и её постоянная подача осуществляется без перебоев, в исследуемых сельских округах. По отзывам жителей, вода в домах хорошего качества.

Вывод: Повысилось качество эксплуатации водопроводных систем, жители круглосуточно пользуются водой. Но, в округах на этапе строительства водоводов имелись разные подходы по работе с населением. По условиям проекта водоводы подводятся до границ землепользования к каждому дому, т.е. до забора. Затем владельцы должны сами организовывать работы по доведению воды непосредственно в дом. При осуществлении земляных работ и укладке труб люди испытывают определённые трудности, т.к. они ограничены во времени и доступу к технике, у некоторых имеются проблемы материального плана, это в основном, категории малообеспеченных граждан. В посёлке Пригородный Благодарного сельского округа города Актобе, жители, своими силами производили земельные работы с укладкой и монтированием труб. Они договаривались индивидуально с рабочими, либо делали всё сами. При этом расценки не были постоянными. Процесс проходил по сценарию – у кого, как получится договориться. Жители посёлка возмущались, что не было возможности официально обратиться к какой-либо обслуживающей организации и фактически приходилось пользоваться услугами наёмных рабочих, либо рассчитывать на свои силы, что не давало качественных гарантий выполнения работ. Так проходило строительство в 2014 году. В 2015 году, в Саздинском сельском округе города Актобе, сельский акимат взял инициативу в свои руки и организовал из числа самих жителей бригаду, которая осуществляла все работы под ключ, т.е. вода, непосредственно, проводилась в дом . При этом сами услуги можно было заказать в том объёме и в таком количестве, которые нужны были домовладельцам, при этом цены на услуги были фиксированы и доступны по сравнению с рыночными. Также был организован процесс по сбору документов для получения разрешения на подключение воды в каждый дом. Жителям не пришлось тратить время на поездки в город и на процедуры, которые связанны с подачей заявления и получением документов. Кроме того, в посёлках были установлены водозаборные колонки для тех, кто не смог подвести воду в дом, тем самым, обеспечивая право на пользование водой, практически, для всех жителей округа. Колонки были установлены за счёт услуг бизнеса. Жители воспользовались этими услугами и высказали мнение об отличной организации работ со стороны сельского акимата. Успешное взаимодействие Мы считаем, что сказался положительный опыт взаимодействия Маслихата города Актобе, в лице секретаря Шинтасовой Сулупан Панаевны, депутата Кудеева Андрея Викторовича, которые предоставили возможность обсудить наши предложения по улучшению деятельности по программе «Ақ бұлақ» в сельских округах города на одной из сессий маслихата в 2014 году. После чего было принято решение – дать рекомендации сельским акимам по улучшению работы с населением в рамках программы, а также взаимодействовать с бизнес-структурами по строительству водозаборных колонок. В результате, Роль местных исполнительных органов в процессе строительства водопроводных сетей возросла на примере Саздинского сельского округа. В ходе проекта была проделана совместная работа ОФ «ЭлитАгро» и Благодарного сельского округа города Актобе с Акционерным Обществом «АКБУЛАК» в отношении размера оплаты за разрешение на подключение воды к водозабору. Если в 2014 году она составляла 30 000 тенге для жителей посёлка Кызылжар, то после письменных обращений, в рамках проекта, плата для жителей посёлка Пригородный была 17 689 тенге. В дальнейшем работа была продолжена, мы вели переписку и просили обосновать цену за подключение воды в дом. В результате, цена опустилась до 4 200 тенге. Жители Саздинского сельского округа услугу оплачивали уже по приемлемому тарифу.

Вывод: тарифы необходимо обсуждать и требовать обоснования их цены с учётом реальных затрат.

В 2015 году мы участвовали в расширенном заседании постоянной комиссии областного маслихата по региональному отраслевому развитию и депутатской фракции «НурОтан» по вопросу питьевого водоснабжения. На этом заседании президенту АО «АКБУЛАК» Сагиеву А.И. нами была озвучена просьба произвести перерасчёт тем жителям, которые оплатили стоимость затрат за врезку к центральной системе водоснабжения по необоснованно завышенным расценкам. В дальнейшем, по заявлениям жителей Благодарного сельского округа перерасчёт был произведён в счёт оплаты водопотребления.

Вывод: Совместная работа маслихатов и общественных организаций приводит к положительным результатам в реализации государственных программ.

Наши рекомендации:

Общественные организации должны участвовать в организации диалога заинтересованных сторон, используя механизм общественного мониторинга программ и проектов за счет государственного заказа. Это позволит реально участвовать в процессе самим потребителям услуг, для кого предназначены, в конечном итоге, государственные программы и услуги.

Обязательно закладывать в стоимость проекта проведение общественной экспертизы с предоставлением замечаний, выводов и рекомендаций для дальнейшего улучшения процесса.

Необходимо проводить общественные слушания перед началом проекта с привлечением заказчика, исполнителя, балансодержателей, проектировщиков, экспертов и общественных аудиторов в населённом пункте, где планируются строительные работы. Важна максимальная прозрачность.

Рекомендовать местным сообществам проводить социальный аудит в рамках общественно-значимых проектов для корректировки деятельности в рамках осуществления работ.

Выражаем признательность –  ОФ «ЭлитАгро» благодарит Фонд Сорос-Казахстан за финансовую поддержку в рамках осуществления деятельности по организации общественного мониторинга в Актюбинской области. Выражаем свою признательность ОО «Ангел»,а именно Петровой Людмиле, как инициатору и вдохновителю нашей работы в регионе. Особая благодарность заместителю акима Благодарного сельского округа Джумакуловой Алие, акиму Саздинского сельского округа Дисикушу Ихсану Избасаровичу, депутату городского маслихата Актобе Кудееву Андрею Викторовичу, секретарю городского маслихата Шинтасовой Сулупан Панаевне, секретарю Актюбинского областного маслихата Калдыгуловой Сание Мусаевне, руководству АО «АКБУЛАК», АО «КТП», Ассоциации НПО Актюбинской области, ГУ Управлению строительства Актюбинской области, газетам «Эврика», «Актюбинский вестник» за совместную работу и заинтересованное сотрудничество в продвижении инструмента общественного мониторинга для целей развития Актюбинской области.